Алтайская железная дорога

НОВАЯ МАГИСТРАЛЬ

       Трудно себе представить, что около 90 лет назад на Алтае не было ни единого метра железной дороги. А одним только водным и конным транспортом справиться с возраставшим объемом грузоперевозок не было возможности. И в 1911 году пришлось решать вопрос о строительстве на Алтае (от Новониколаевска до Чесноковки, а отсюда - на Бийск, на Барнаул и далее до Семипалатинска) Алтайской железной дороги общей длиной около 800 километров. Были выполнены необходимые изыскания.

       Строить новую железную дорогу взялось частное акционерное общество, где заметно выделялись два крупных подрядчика - Алейников и Аверин. Мост через Обь возводили под руководством инженера-строителя из Белоярска В.Г. Коновалова, который скрупулезно записывал обо всем, что делалось, в отдельные ежегодные тетради (к сожалению, через полвека родственники сожгли их на «ленинском субботнике» как старую макулатуру, уничтожив ценнейшее свидетельство участника очень важного события на Алтае).
       Работы по прокладке насыпей и укладке путей начались в 1912 году. Грунт для отсыпки насыпей возили на грабарках (одноосных конных тачках), а где можно (например, из Гляденской выемки в Барнауле у Оби) - на платформах. На участке Алтайская - Барнаул, работали два мощных экскаватора на железнодорожном ходу, но в общем объеме земляных работ механизация составляла лишь 3-5 процентов.
       Паровозы серии «О» и серии «Ы» (вес в рабочем состоянии - лишь около 90 тонн, или в три раза легче паровозов серии ФД 1950-х годов) и 2-осные вагоны грузоподъемностью 15-16 тонн доставляли в Барнаул по Оби на больших баржах и выгружали у строившегося моста через Обь (у Гляденской выемки).
       В строительстве новой железнодорожной магистрали активное участие принимали и крестьяне из Чесноковки, Белоярска, Бажове, из других окрестных сел. Труд был малооплачиваемый, потому что горбоносый мастер-подрядчик Ронов всячески обсчитывал рабочих. Добиться справедливости было невозможно: недовольных сразу же увольняли, без выплаты заработанного. И крестьяне, участвовавшие в строительстве новой железной дороги, свою ненависть к подрядчику проявляли иначе: перетаскивая тяжелые конструкции, они под очередное усилие «выдавали» такой «крамольный» стих:
Как у нашего у Рона (рывок!)
На носу сидит ворона (очередной рывок!)...

       И если рядом не было подрядчика или десятника, рабочие заменяли в этом стихе слово «на носу» другим, - хлестким непечатным словечком...

       На Гляденской 4-километровой выемке (у Оби под Барнаулом) работы велись круглосуточно, причем ночью на всем ее протяжении - при электрическом освещении. От Оби по пойме (в сторону Чесноковки) велась отсыпка насыпи высотой 18 метров ( с последующим понижением) с помощью двухэтажной эстакады из бревен, которые после окончания работ остались внутри насыпи.
       А рядом, над водами Оби, не смолкали удары кувалд и лязг поднимаемых металлических конструкций, летели искры на клепке ферм железнодорожного моста, который окончательно был построен и принят в эксплуатацию лишь 25 сентября 1915 года.
       Таким же образом, но соответственно с меньшим объемом работ велось строительство мостов и подходов к ним через реки Чесноковку, Черемшанку. Для строительства насыпи по пойме Оби строители «снесли» значительную часть горы Елбан на юго-западной окраине Чесноковки.
       В этот период на формирующуюся станцию Алтайская с берега Оби на лошадях были доставлены в разобранном виде 2 паровоза и несколько вагонов. Для их сборки и последующего ремонта в районе будущего вокзала ст. Алтайская было сделано палаточное депо на два стойла, которое функционировало до конца 1914 года, а затем все его оборудование было демонтировано и передано в Барнаул, где к тому времени были построены первые стойла станционного депо.
       На станции Алтайская 30 июля 1913 года состоялась закладка здания вокзала. Неподалеку поднимались стены круглой водонапорной башни - для заправки водой паровозов и для хозяйственных нужд. У реки Чесноковка, чуть выше моста, была сделана железнодорожная водокачка, откуда по водопроводу вода подавалась на водонапорную башню. А западнее вокзала были уложены пять приемоотправочных путей шириной 1524 миллиметра (широкая колея) и длиной от 500 до 800 метров.
       14 декабря 1914 года со ст. Алтайская вышел первый пассажирский поезд до Новониколаевска (нынешний Новосибирск), а в августе 1915 года по составленному расписанию открылось временное движение товарно-пассажирских поездов. И, наконец, 21 октября (3 ноября по новому стилю) 1915 года в Барнауле состоялось торжественное открытие Алтайской железной дороги: поезда пошли от Новониколаевска через Алтайскую на Бийск, а также на Барнаул и далее - на Семипалатинск.
       В этот период на станции Алтайская, помимо кирпичного вокзала (с залом для пассажиров, кассами, буфетом и служебными помещениями), водонапорной башни, водокачки у реки и пяти путей, были также багажная кладовая с двумя односторонними тупиками и четыре деревянных дома барачного типа (для станционных рабочих). Позже два из них были переоборудованы под школу и амбулаторию.
       На всех 800 километрах (от Новониколаевска до Алтайской, и далее до Семипалатинска, а также до Бийска) были уложены в основном рельсы типа 111-А (трехазки), весом 33 килограмма каждый погонный метр рельса (кстати, сегодняшние рельсы весят в два с лишним раза больше).
       В зимнее время поезда шли от станции до станции по 2-3 часа. Перегоны были по 25-30 километров и более. Так, на участке Барнаул - Черепаново было всего 4 станции: Алтайская, Повалиха, Усть-Тальменская и Безменово (сейчас -12 станций).
       Со сдачей железной дороги в эксплуатацию Чесноковка быстро стала менять свой облик. Росла численность населения. Рядом с вокзалом образовался пристанционный поселок. Правда, поезда поначалу ходили не часто: за сутки -один пассажирский поезд из пяти-шести вагонов и не более пяти-шести грузовых поездов, в каждом из которых было не более 500 тонн грузов. Скорость ограничивалась 30-40 километрами в час (сегодня - до 80-100 км/час, а на отдельных участках электрички развивают и большую скорость).
       Стрелочные переводы, семафоры у путей - все было с ручными приводами. Рельсы были уложены на непропитанных шпалах, без металлических подкладок. Вместо щебенчатого балласта - земля и глина. В результате уже через несколько лет путь стал буквально разваливаться. И для ремонта магистрали постоянно приходилось привлекать немало людей.
       Железнодорожники станции Алтайская - это, практически, первый пролетариат в поселке и в расположенных рядом селах, из которых позднее образовался наш город.
       В годы гражданской войны Алтайская железная дорога из-за общего плохого состояния и из-за того, что многие деревянные мосты были сожжены партизанами, а затем - отступавшими колчаковцами, стала почти непроезжей. Так что с установлением Советской власти на Алтае нашим железнодорожникам досталось тяжелое наследство.
       Чем ремонтировать железную дорогу? Где что брать? В решении многих вопросов активное участие принимали объединившиеся в начале 1920 года в. партячейку РКП(б) Т.Д. Исаев, В.Г. Лущай, Д.Г. Бабин, М.Н. Раслоников и И.А. Андросов. Это были первые коммунисты на станции Алтайская.
       В это же время, в январе 1920 года на станции Алтайская организовалась комсомольская ячейка, насчитывавшая к марту в своих рядах 21 комсомольца: Тимофей и Гавриил Яшины, Павел Ужов и Ольга Пименова, Константин Перминов, Иосиф Аверьянов и другие.
       Молодые железнодорожники создали специальную комсомольскую бригаду, которая выезжала в Бажове, Бешенцево, Голубцово и в другие села, где помогала крестьянам ремонтировать сельхозинвентарь. На комсомольских воскресниках в 1924 году был построен из старых шпал почти рядом с вокзалом ст. Алтайская железнодорожный клуб. ЭтО было полуподвальное помещение, пристроенное к старой кирпичной стене, со зрительным залом на 150 человек.
       В клубе действовали политический, драматический и культурно-массовый кружки, ставили спектакли. Большинство концертов шло бесплатно. Во главе с заведующим клубом Сергеем Дударовым ездили со спектаклями и по селам.
       Позднее (в 1926-1927гг.) комсомольцы на воскресниках поставили возле железнодорожного клуба две радиомачты высотой по 50 метров, чтобы жители могли слушать радио. Этот клуб просуществовал на ст. Алтайская более 30 лет.
       В 1920 году единственный пригородный поезд ходил только до ст. Повалиха. С 1924 года - до ст. Озерки, а с 1930 года --до ст. Усть-Тальменская. В 1925 году на ст. Алтайская появилась первая амбулатория (вторая открылась через четыре года в Чесноковке), пункт «Заготзерно», свеклоприемный пункт и экспедиция Сорокинского райпотребсоюза.
       В.И. Ленин называл железные дороги важнейшим из всех видов транспорта. Не случайно в нашей стране велось активное строительство новых стальных магистралей.
       В результате строительства железных дорог в республиках Средней Азии Алтайская железная дорога в 1930 году соединилась с Большим Турксибом. Прямой путь связал Сибирь со Средней Азией. А у железнодорожников Алтайской сразу же прибавилось работы: возросло количество проходивших поездов.
       Алтайская железная дорога, входившая после революции в состав Томской железной дороги, в 1932 году влилась в Омскую железную дорогу, потом - снова в Томскую железную дорогу, ставшую позже Западно-Сибирской железной дорогой (центр - Новосибирск).
       В 1935 году по всей стране началось движение железнодорожников за повышение скоростей и увеличение объемов грузоперевозок. Но на Алтае путь был крайне слабым. Рельсы за много лет эксплуатации износились, часто лопались. На многих участках лежали скрепленные накладками куски рельсов длиной от двух до пяти метров. Начались крушения, а через это - аресты железнодорожников органами НКВД. К примеру, в 1936-1937 годах были арестованы все девять мастеров-путейцев, работавших на участках от ст. Топчиха до ст. бзерки. Тех, кто утверждал, что по слабым рельсам с высокими скоростями ездить нельзя, считали предельщиками и, как врагов народа, увольняли.
       И все же Алтайская железная дорога действовала. На ст.Алтайская, где в 1935 году было 8 приемоотправочных путей, в 1937 году была организована самостоятельная ДИС-ТАНЦИЯ ПУТИ. Начали поступать материалы. Построили дополнительные разъезды, в результате чего перегоны стали не по 30-40 километров, а по 10-12. На смену паровозам серии «Ы» пришли серийные «Эм», которыми можно было вести поезда весом в 1000 тонн. После войны с гитлеровской Германией их заменили мощными паровозами серии «Л» (можно было водить поезда весом в 2500 тонн).
       В 1941 году началось строительство железной дороги Барнаул - Сталинск (нынешний Новокузнецк). Однако с началом Великой Отечественной войны строительство железнодорожной магистрали на Кузбасс было прекращено. Более того: в 1942 году рельсы и шпалы, уже уложенные в путь, были сняты и отправлены под Сталинград - для строительства рокадных (вдоль фронта) железных дорог. Лишь в конце войны строительство магистрали Барнаул - Сталинск возобновилось и через несколько лет было завершено (уложен один путь с разъездами).
       После войны в городе появились новые промышленные предприятия, а на железной дороге в 1953 году - локомотивное депо Алтайская.
       В 1957 году на ст. Алтайская был построен новый большой Дом культуры (ДКЖД). Поднялись благоустроенные трех- и пятиэтажные жилые дома для железнодорожников. Об этом напоминают названия многих улиц: Деповская, Черепановых, Семафорная, Локомотивная...
       В начале 1960-х годов пути станции были электрифицированы. Построена мощная сортировочная горка и сортировочный парк, а чуть раньше два приемоотправочных парка с десятком дополнительных путей (для осмотра и ремонта вагонов, формирования и отправки ежесуточно десятков поездов). Затем появились самостоятельные трудовые коллективы железнодорожников: участок электроснабжения, вагонное депо, дистанция сигнализации и связи, некоторые другие.
       В 1974 году рядом со старым был построен новый вокзал-красавец (аналогичный, только размером побольше, есть лишь в Санкт-Петербурге). Убрали старую водонапорную башню, от которой раньше заправлялись водой паровозы (ее пришлось подрывать - настолько крепкой оказалась кирпичная кладка). До сих пор у реки видны остатки стен старой водокачки - кладка тоже очень крепкая...
       На станции вместо старых производственных помещений построены новые здания. Особенно большие изменения -на территории локомотивного депо Алтайская, где построено несколько больших новых цехов (в том числе и для ремонта электропоездов).
       Сегодня наш железнодорожный узел выполняет около 60 процентов объема всех грузоперевозок, приходящихся на долю Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги. Несмотря на финансово-экономические трудности, производственные цехи и участки в Алтайской и на соседних станциях, перегонах оснащены современным оборудованием; внедряются новые методы работы и т.д.
       А С ЧЕГО НАЧАЛОСЬ? С четырех путей у маленькой станции, длиной около 500 метров. С небольшого коллектива буквально в несколько человек. С пожарной повозки, колесо от которой хранится в городском краеведческом музее. С «трехазок» - рельсов Алтайской железной дороги, остатки которых были использованы для строительства переходного моста на 11 путь.

       Четыре пути на станции в 1915 году - и крупнейший на юге Западной Сибири железнодорожный узел... Это - станция Алтайская восемь с половиной десятков лет назад и в наши дни.

Hosted by uCoz